Глава администрации Геннадий Виноградов действительно не стал откладывать в долгий ящик продолжение нашего разговора о городе, его проблемах и о том, как он намерен эти проблемы решать.
- Мы договорились, что предметом беседы будут инвестиции и муниципальный заказ. Но прежде чем перейти к этим вопросам, мне хотелось бы продолжить тему кадров. В администрации немало чиновников, которые не отсиживаются в кабинетах, а пашут, как волы, не оглядываясь на то, кто сидит в «главном» кабинете.
- Таких, как вы выразились, «волов», много, но не столько, сколько хотелось бы. Болотная тина очень быстро отбивает желание работать. Но если бы таких работящих чиновников не было, город увяз бы в снегу, в грязи, в склоках и дрязгах.
- Назовите, пожалуйста, некоторых. Людям, наверное, надо знать не только тех, кто присылает им бюрократические ответы-отписки, но и тех, кто болеет за город всей душой.
- Давайте назовем. Сабитов Хусаин Хасанович. Это чиновник-старожил, работал здесь во времена Трофимова, Портнова, Сопина - и сейчас работает. Очень немногословный, он действительно, как вол, тянет свой воз. Воз очень тяжелый - дороги, благоустройство, дворы.
Очень маленький, хрупенький, но поразительно работоспособный «вол» - Наталья Сергеевна Федосеева. Будучи ее непосредственным начальником, я наваливал на нее почти что непосильный груз, а она тащит. Еще и семья: двое детей и муж, который работает тоже без продыха, - он главврач в детской инфекционной больнице. Сейчас Наталья Сергеевна стала начальником управления. Управление называется «инвестиционной политики, международных и межрегиональных связей», но на него возложены еще и вопросы экологии, лесного хозяйства. В Думе в комитет по экологии записались семнадцать депутатов, у всех масса вопросов, шлют письменные запросы в администрацию и требуют ответить в установленные сроки. А в управлении этими проблемами занимаются два человека - сама Наталья Сергеевна и Кузьмичева Юлия Владимировна.
Смотрицкая Лариса Витальевна большие надежды подает. Тоже воз тащит тяжеленный - муниципальный заказ. Надо пропустить через себя заказы на два миллиарда рублей в год, проверить при этом каждую запятую - там нельзя ошибиться: по судам затаскают, штраф члену комиссии 50 тысяч рублей за ошибку. Предполагаю назначить Ларису Витальевну начальником управления вместо Трубниковой Натальи Юрьевны. Наталья Юрьевна хороший специалист, но у всех наступает предел усталости. Управление после реорганизации человек на пять поредеет, так что Ларисе Витальевне тяжеленько придется, но, думаю, она справится.
А вот никакого предела усталости не наблюдаю у Бориса Степановича Симагина. Он не в администрации работает - в муниципальном предприятии в системе ЖКХ. Подчищает очень много грязной работы, но несет чистый, светлый дух. На любом приеме граждан присутствует. Ничего не говорит - просто записывает. Утром на следующий день встречаемся: командир, я съездил, всё решил. Его никто не видит, но он везде успевает. На любой аварии, сколько я ездил, Борис Степанович всегда первый. По приему второй нитки водовода он каждую трубу на своем животе пролез, посмотрел, как оно там чего и в каком состоянии. В каждый колодец спустился, представляете? Я рано приезжаю, в семь утра, - он уже здесь. А ему в феврале 80 лет отметили!
Леонид Борисович Майоров, заместитель начальника в отделе распределения и приватизации жилья, - крепкая рабочая лошадка. За авторитетом своего начальника Парамонова Василия Георгиевича он как-то потерялся, а когда Парамонов был в отпуске, он очень проявился.
- У вас что ни человек - целая поэма.
- Я же сказал, что всех хорошо знаю, за семь лет увидел, кто как работает.
- Боюсь, у нас времени не останется на основные темы. Давайте так договоримся: вы дадите нам кандидатуры лучших своих работников, а мы потихоньку будем о них рассказывать. Надо же поднимать авторитет власти. Я усиленно его роняла в течение почти семи лет, но многие чиновники действительно заслуживают самого доброго слова.
- Договорились.
- Вы работали начальником управления инвестиционной политики, международных и межрегиональных связей с 2006 года. Давайте подведем итог вашей деятельности.
- Давайте, тем более что я недавно отчитывался за эту деятельность. Мы прочно заняли первое место в области по привлечению инвесторов. За 2006-2012 годы в Дзержинске создано восемь с половиной тысяч рабочих мест, введено 305 новых объектов. Конечно, не все были такими гигантами, как «Либхерр», были и небольшие сооружения с объемами инвестиций от пяти миллионов рублей. Это и заводы, и магазины, автомойки, кафе, прачечные. 42 миллиарда вложенных рублей - такая статистика. Уже в этом году введены в строй два десятка объектов.
- Соотношение дзержинских и «пришлых» инвесторов какое?
- Мы не делим на своих и чужих - все становятся нашими. Налоги, которые у нас положено платить, платят все. Наверное, около трети инвесторов из Дзержинска. Из Нижнего Новгорода многие приходят - город-то, можно сказать, в шаговой доступности. Из других регионов или из-за рубежа обычно приходят крупняки.
- Наши обижаются, что их не особо жалуют. Пришлый - это инвестор, а свои - просто местные предприниматели, на которых и внимания особого обращать не стоит.
- Жалуем. Всех жалуем. Разница в чем? Иностранцы каждый свой рубль, доллар или евро считают. Если положено освобождение от какого-то налога, обязательно получают освобождение. Видел бы кто, как торговался с нами «Либхерр»! Добился, например, льготы по земельному налогу на два миллиона рублей в год. Для такого гиганта это копейки - как для нас с вами рубль на двоих поделить. Можно назвать такое поведение жадностью, а я бы назвал профессионализмом в области бизнеса.
У иностранцев это в крови, у нас пока в крови такого нет. Наши предприниматели немного безалаберны, теми льготами, которыми пользуются иностранцы, просто-напросто пренебрегают. Мало, например, предприятий, которые идут получать для своего проекта статус приоритетного. Говорят: бумаги дольше собирать, мороки сколько, потом отчитывайся за каждый рубль.
- Вы ведь не дзержинец, из Нижнего ездите? Привыкли к нашему городу?
- Сначала думал, сделаю объектов десять - и всё. Но засосало. Дзержинск сделался для меня родным городом. Вот сейчас всколыхнулась какая-то непонятная волна вокруг очистки Святого озера. Я почти все семь лет, что здесь работаю, шел к его расчистке. То денег не было, то проект кого-то не устраивал. Настаивал: давайте искать деньги - в болото озеро превращается. Очень красивое озеро - не зря Святым назвали. Наконец, приступили. Только часть первой очереди проекта выполнили - в озере ключи забили! Все равно находятся недовольные, шум поднимают.
- А так будет с любым начинанием. По любому проекту будут сторонники - и обязательно будут противники. Планы заменить трамвай на троллейбус тоже вызывают много шума.
- Я поставил себе несколько задач - можно сказать, личных, настолько я болею за них. Одна из них - реконструкция проспекта Ленина. Чудище-трамвай гремит, пыль поднимает. Считаю, что убирать его обязательно надо.
Объездную дорогу от западной части проспекта Циолковского до Пыры хочу построить. Она нужна. Очень много пенсионеров имеют дачи вдоль московского шоссе в сторону Гороховца. Забивают все выезды - и от Северных ворот, и на Решетиху. А по объездной будут выезжать сразу на московское шоссе. И большегрузные машины не будут идти через весь город. Здравомыслящие люди говорят: дорога сама сюда просится. Не такая уж она будет и дорогая - миллионов 220. На будущий год, думаю, найдем.
- Вы сейчас говорите о тех проектах, которые будут осуществляться за счет бюджетных средств. А как же работа с инвесторами?
- Она продолжается, управление работает. А меня лично сейчас больше интересуют проекты муниципальные. Одна из ближайших задач - модернизация уличного электроосвещения с заменой ламп на энергосберегающие. Нам хочется найти такого подрядчика, который провел бы эту работу за свой счет. Затраты потом возместятся за счет той экономии, которую получит город. Но поступают и другие предложения, достаточно заманчивые. У одной из компаний есть собственный завод в Китае (сами построили), который производит всё оборудование для таких работ.
Газ на Пыру очень хочу дать.
- Вы знаете о моем предположении относительно газа на Пыру? Оттуда не хотят убирать мазутные котельные, потому что они сильно влияют на тариф на тепло. Мало того, что все жители платят по этому тарифу, - бюджет тоже раскошеливается за отопление школ, садиков, больниц. Пырский мазут, по моему мнению, - жидкое золото для НКС.
- Ничего не могу сказать по этому поводу. Зато располагаю другими сведениями. На меня Павел Воронин обиделся за предыдущее интервью «Апрелю», но я не буду работать по каким-то договоренностям и не собираюсь держать в тайне от населения то, что происходит. А происходит то, что Воронин и генеральный директор НТЭК Верховодов никак не могут договориться. Верховодов настаивает, чтобы Воронин передал Нижегородской топливно-энергетической компании обслуживание газовых вводов в дома. Воронин не отдает, все считает, какие он деньги вложил в газовое хозяйство. А Верховодов не дает точку подключения Пыры к газовой магистрали.
- Погодите, Геннадий Вячеславович. То есть два бизнесмена «закусились» - кто круче - и не хотят уступать друг другу, а жители Пыры, значит, - заложники этой мелкой свары? Это вот так строятся отношения «под коврами»?
- Да, к сожалению. Но чем больше таких договоренностей будет вытаскиваться на свет, тем чище будет жизнь, тем меньше будет оснований кого-то подкупать, кому-то платить.
- До меня доходила информация, что Павел Воронин будто бы говорил: без меня вы все равно газ на Пыру не пустите. Но я не думала, что это настолько мелко и грязно.
- Не слышал. На следующей неделе поеду к губернатору, может быть, он поможет разрубить этот узел. Еще раз говорю: я не собираюсь ничего держать в тайне и кому-то подыгрывать.
- Следующий вопрос у меня был про муниципальный заказ, но как-то уже не хочется продолжать беседу. Вы меня просто оглоушили, дайте отдышаться.
- С введением электронных торгов с муниципальным заказом стало почище. Но сохраняется принцип наименьшей цены. А наименьшую цену, как правило, дают те, у кого ни техники, ни рабочих рук.
- Ни совести….
- Да. Например, тендер на строительство детского сада в Прибрежном микрорайоне выиграла фирма «Радиоавтоматика». Уговаривали покойного Сафронова Сергея Николаевича, чтобы он взял этот объект. Он сказал: да вы что, там смета как минимум процентов на тридцать занижена. Я говорил: ты берись, я знаю, ты не обманешь, надо будет - пересмотрим смету. Но он отказался, у него тогда и так заказов был перебор. Он, помните, на Думе говорил, что подрядчик выполнил самую дорогую, но наименее трудоемкую работу - фундамент сделал. Дальше пойдут трудозатратные, но дешевые работы, в том числе отделочные.
- И мы еще удивляемся, что так плохо живем. А кто хозяин «Радиоавтоматики»?
- Называют одну фамилию достаточно видного человека, но я не проверял информацию. Везде же подставы, числится один, на самом деле владелец кто-то другой. Беда в том, что победители таких конкурсов и не собираются сами работать. Нанимают какие-то левые фирмы, набирают гастарбайтеров.
Но я нашел метод, как от таких горе-подрядчиков избавляться. В условиях муниципального заказа будем писать, что оплата будет производиться только по окончании всех работ. ВСЕХ работ! Комиссия приняла, ленточку разрезали - получи оплату.
- Это законно?
- Законно, я много раз проверил.
- Детский сад в Прибрежном строится по этой схеме?
- Нет, к несчастью. Договор давно был заключен. Фундамент оплачен. За семь месяцев выполнены работы на 28 миллионов рублей - это очень мало.
Я слышу массу разговоров с разных сторон, что надо возвращать городу былую славу, былой имидж. Не собирался говорить о работе Виктора Федоровича Сопина, но один момент все-таки отмечу. Он строил такие грандиозные планы - с кластерами, еще с какими-то проектами. Есть у него такое качество - он умеет к себе расположить, своим красноречием убедить человека. Я очень верил ему, год с лишним поддерживал. Вёлся, вёлся, а потом год-то прошел и вижу: как-то мы много и красиво говорим, что будем город поднимать, но дальше разговоров никуда не движемся. А поднимать - это реально брать лопату в руки и работать, а не в кабинете мечтать, как оно будет. Само-то по себе ничего не сделается.
Беседовала Анфиса ГЛУШИХИНА
|