Читаем архив «Апреля». Опять какая-то суета в губернских коридорах. Передвигают с места на место заместителей губернатора. Создают региональный совет (надо думать, по примеру госсовета - и мы! и я-я-я-я!), намереваются выселить областное правительство из кремля… Чтобы на землю что ли не опускаться - некогда, недосуг? А заметки мои, увы, по-прежнему не устаревают.
***
Не такой уж частый случай в нашей жизни, когда уходящего начальника провожают с почестями и овациями. Губернатор Шанцев стал героем именно такого случая.
Эти мои заметки станут некоторым диссонансом в славословии, которым проводили Валерия Павлиновича.
Поскольку я старожил дзержинской журналистики и помню многое, мне есть что с чем сравнивать.
Помню первые визиты назначенного в 2005 году губернатора в наш город Дзержинск. На встречах в первой музыкальной школе, в ДКХ его принимали с доверием и надеждой. Он был близок к людям, понимал, казалось, их чаяния и нужды.
На его личный счет относили завершение долгостроев: цирк, метромост. Много было начато и закончено других проектов.
Но с годами накапливались другие долгострои, не самые удачные начинания. Чего стоит привлечение в Нижний московской строительной компании СУ-155. Сколько она оставила после себя недостроев? Неудачное исполнение федеральной программы по капитальному ремонту жилья. Торопливый рапорт о досрочном переселении граждан из ветхого жилья, поставленного на учет до 2012 года. А дальше-то что? Ветхого жилья столько, что новое надо строить, строить и строить.
Губернатор заматерел, огрубел, стал считать себя на нижегородской земле самодержавным властителем. Главным стало - хорошо выглядеть перед Москвой, перед Путиным.
Излагаю сугубо личную точку зрения. Не знаю, как оценивал его губернский истеблишмент - у нас ведь не принято открыто и искренне высказывать свою точку зрения.
На местах… А что я, собственно, знаю о «местах»? Видела только то, что происходило в Дзержинске. Свои выводы экстраполирую на другие районы. Может быть, там складывались другие отношения с областью?
Кстати сказать, под словом «область» подразумевался не регион. Область - это Нижний Новгород как центр губернии. Уже и точнее - это областное правительство во главе с губернатором. Еще ?же и еще точнее - это губернатор.
Мне много раз по разным поводам приходилось слышать, что решения принимаются не здесь, а НАВЕРХУ, то есть губернатором.
Решения НАВЕРХУ не могли быть всегда правильными. Иногда «внизу» принятые там решения встречали в штыки только потому, что решения эти принимались единолично, без учета мнений на местах. (Опять я про «места» во множественном числе, хотя пишу лишь о Дзержинске).
Дзержинское ТВ показало сюжет о дзержинских свершениях, которые случились за 12 лет правления Шанцева.
Но, думаю, новый руководитель региона будет получать множество жалоб и нареканий из Дзержинска - как от граждан, так и от местных властей.
Грубейшей ошибкой была передача функций здравоохранения в ведение области. Возможно, так было предписано с уровня Федерации (я так нигде и не отыскала первоначальную точку отсчета). Если это так, давно пора было возвысить голос и заорать: люди, так нельзя!
Приведу одну цитату: «В конце 2015 года на одном из крупных форумов президент Путин перед телекамерами несколько раз задал министру здравоохранения Скворцовой вопрос: "Вы где лечитесь?" и с трудом получил ответ от потупившей глаза и шепчущей что-то о грядущем великолепии отечественной медицины Вероники Игоревны: “В России”. Еще она что-то сказала про медицинских светил. И на душе стало сразу так светло и спокойно: им - министрам и светилам - оптимизация не грозит. У них все будет хорошо в новом году. Чего и нам, честно говоря, желаю».
Ситуация со здравоохранением аховая по всей стране, а местные власти, как ни странно, не протестуют. От «оптимизации» разваливаются не только медучреждения - разваливаются в буквальном смысле даже помещения бывших больниц и поликлиник, оставшиеся без присмотра. А власти молчат! Говорят: не наш функционал…
Представляя Глеба Никитина нижегородскому активу, полномочный представитель президента РФ Михаил Бабич назвал главные, с точки зрения Бабича, задачи нового руководителя области: это подготовка к чемпионату мира по футболу и подготовка к выборам президента РФ в марте 2018 года.
И всё?!! На эти две цели и направлена вся работа полпредства?
Слава Богу, приступающий к работе врио губернатора не согласился, что целей только две. Он сообщил (цитирую по разным источникам), что выданный президентом аванс «намерен отработать самым честным и добросовестным образом». Для него главная цель - развитие региона. С учетом той базы и промышленного потенциала, который есть в области, она может стать пионером и передовиком новой индустриализации. По мнению Никитина, область может стать передовиком в цифровой промышленности. «Я бы хотел, чтобы этот регион по всем социально-экономическим показателям стал одним из лучших или вообще самым лучшим», - сказал врио при общении с журналистами.
А с моей точки зрения, самое важное, чтобы Глеб Сергеевич не забывал о главной обязанности власти по сбережению народа. Эта непреходящая обязанность многократно продекларирована, но за текучкой чемпионатов, выборов, других преходящих моментов как-то забывается.
Анфиса ГЛУШИХИНА
|