Договоримся сразу: предприниматель - это не Дерипаска или Чубайс, не Вексельберг или Абрамович.
То есть не те, кому тем или иным путем достался солидный кусок общенародной собственности: заводы, недра, научные достижения. Предприниматель что-то п-р-е-д-п-р-и-н-я-л, сделал какие-то удачные практические шаги, создал свое дело и успешно развивает его. Вот именно такого предпринимателя и не любят в России. К Дерипаскам и Вексельбергам притерпелись, воспринимают их как определенный фон, неизбежное зло.
А Валерия Артамонова, Павла Воронина ненавидят всеми фибрами души. Как это так? Еще вчера (позавчера) бегал такой же босоногий и бесштанный, как я, и вдруг сегодня у него - заводы, газеты, пароходы? Почему это я ючусь с семьей в двушке, езжу всё еще на «копейке», а он дворец себе отгрохал, сад вокруг дворца развел, катается на мерседесе? Несправедливо, непорядок!
(Опять повторяю для примера те же фамилии, которые и так уже исполоскали. Но не хочется еще к кому-то привлекать недоброе внимание).
Посмотрела на днях на одном из сайтов очередную серию съемок «с высоты птичьего полета». Сколько негодования в комментариях к картинкам небольших, хорошо спланированных, уютных, зеленых поселений! О чем бы стоило говорить? Хорошо бы такие поселочки, коттеджи для всех построить! Какими путями к такому варианту идти?
Никакими! То, что построено, снести, закопать, уничтожить. Что при этом говорится-пишется о хозяевах «дворцов», лучше не читать и не слышать.
В сознании как-то укоренилось, что люди умственного, интеллектуального труда все поголовно чистые, порядочные, честные. А предприниматель априори обманщик, плут. Определения для него - толстосум, денежный мешок. Между тем быть успешным в предпринимательской деятельности - это, пожалуй, больший талант, чем любой другой. Многие пробуют, но талант этот дан немногим.
Между прочим, я тоже предприниматель. Являюсь учредителем ООО «Агентство “А”», которое в свою очередь является учредителем Дзержинской интернет-газеты «Апрель». Но если как журналист я, наверное, состоялась (ха-ха! хотя бы в силу долговечности), то как предприниматель я не просто ноль - величина со знаком минус. «Апрель» существует только благодаря поддержке некоторых наших читателей.
Наверное, как раз те, кто попробовал предпринимательство на вкус и у кого ничего не получилось, с особой озлобленностью судят потом о тех, кто успешен.
Власть тоже не любит предпринимателя - любая, от муниципальной до федеральной. Лозунгов о поддержке МСБ (малого и среднего бизнеса) произносится много, в каждом докладе перед любой аудиторией непременно рассказывают, как за отчетный период по сравнению с предыдущим выросло число занятых в МСБ, увеличилось число предприятий и предпринимателей. Реальное же отношение к бизнесу - не пущать. Никуда не пущать, везде душить и придавливать.
Предприниматель - хоть совсем малый, хоть покрупнее, - он гордый и независимый. Его давят, его не пущают, а он всё равно независимый и гордый. Потому что сам себя кормит, кормит наемных работников, кормит саму власть.
Наша страна прошла опыт, которого не проходил больше никто. Хоть и недоразвитый, но все-таки был у нас социализм. Наемный работник был в найме у государства, а хозяином этого государства был как раз он сам, наемный работник. Пусть это было по многим параметрам просто декларацией, но декларация-то была!
После этого трудно свыкнуться с мыслью, что ты наемный работник у такого же человека, как ты сам. И с пароходами, газетами, заводами в чьих-то руках свыкнуться тяжело.
Правоохранительные, налоговые и иные органы готовы землю рыть, чтобы доказать: что-то там у МСБ нечисто!
Вот прямо в эти дни предприятию «Павловская курочка» (которое исправно кормит нас курятиной и яйцами) вместе с головной фирмой налоговики предъявляют обвинение: недоплачено налогов на 82 млн рублей. Разделили, мол, единую бизнес-структуру на подконтрольные и взаимозависимые организации, чтобы минимизировать налогооблагаемую базу.
Такие минимизации рекомендовали в свое время эксперты-консультанты, это вроде бы соответствовало действовавшему на тот момент законодательству. Теперь что? Законы изменились? Или просто деньги понадобились? Вполне возможно, что фирму обанкротят, пустят с молотка - и ни налогов, ни бизнеса, ни курятины. Таких историй с МСБ случается множество.
Охотятся за успешными предприятиями и банкиры. Сергей Глазьев отслеживает такие «ловли» и тоже может рассказать множество некрасивых историй.
Может быть, мы все-таки зря отказались от социализма? По нашему примеру какие-то социалистические начала появились, например, в странах Скандинавии. Был, говорят, ливийский почти что коммунизм…
Но пришли, куда пришли. С вольницей социализма мы не совладали (я писала об этом в заключительной главе книги «Дело Артамонова»), а идти на поклон к МСБ не хотим ни за что. Про государственно (муниципально)-частное партнерство говорят много, но допустить его на практике никак не хотят.
Для примера возьму опять же Валерия Артамонова. В недолгую бытность мэром Виктора Сопина Валерий Геннадьевич сделал мэру несколько предложений. В частности, он хотел обустроить за свой счет Парковую аллею и возвести вместе с фирмой «Хилтон» гостиницу на месте северной трибуны стадиона «Химик». «Не пущать!» - такой был ответ.
Предприниматели и сами друг друга не любят. Конкуренция!
Конкуренция - жестокое слово. Особенно тогда, когда соперничают не качество продукции или условия труда для наемных работников. Нередко в ход идут доносы, подставы, «подлянки». Ничего не попишешь, человеческая природа везде такова, а около денег всё проявляется в других прогрессиях.
Около денег, сказала я. Не совсем точно выразилась. Деньги - они везде. И в артистических кругах (где тоже идут уголовные дела о хищениях), и в поэтических. А материальные ценности, которые питают интеллектуальную, политическую, законодательную и прочую элиту, создает только материальный бизнес. Он производит, перевозит, строит. Однако все эти занятия с точки зрения «элит» не считаются достойными уважения и признания. Лишь столетия спустя вспоминают добрым словом Демидовых, Строгановых, Бугровых, Рукавишниковых.
Анфиса ГЛУШИХИНА
|