Страна на карантине. Все ждут выхода из него - и волей-неволей размышляют: что дальше? Как будем жить? Изменится ли что-нибудь в нашем существовании?
К великому огорчению автора, первая публикация «Если бы премьером был я» не вызвала безоговорочного одобрения. Скорее, наоборот, отнеслись к ней несколько насмешливо.
Этот материал собираю из собственных раздумий и из высказываний сограждан, которые в той или иной форме успели поделиться своими мыслями.
Сама-то я размышляю на тему «как обустроить Россию» и «какой должна быть власть в России» всю свою жизнь. Кому любопытно - полистайте «Апрель», он весь посвящен этой теме. До «Апреля» писала о том же во всех газетах, в которых довелось работать. Потому как рабочим лозунгом смолоду сделала вычитанный где-то постулат: «задача СМИ - контролировать власть в интересах общества».
Правда, иногда мне кажется, что пришло время, когда самой власти неплохо бы контролировать СМИ - слишком «свободными» стали некоторые из них. Свобода не должна превращаться во вседозволенность. Но это уже тема для другого разговора, отложим его до следующего раза.
***
О том, как будем жить дальше, размышляют сегодня все.
Предлагаю выдержки из прочитанного в последние дни. Выбрала то, что перекликается с моими мыслями, с чем я согласна. Все публикации из «Российской газеты» - она старается держаться золотой середины, выдерживает ровный тон, без истерик и злопыхательства.
***
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН. Ни на одну минуту нельзя перестать думать о будущем. О том, как мы станем жить, когда выберемся из-под пандемии. А где жить? Куда мы бросимся? На волю. В деревянные срубы, в клочки земли, рядом с лесом, где все цветет, пусть и холодна наша земля. Или же будут дома - кирпичные, низкие, но на земле, просторные, где окна могут выходить на поле или просто на вишню, которая тоже цветет.
Кажется, уже сегодня каждый, у кого есть земля и хоть какое-нибудь строение на ней, пытается переместиться туда, где мы живем все вместе, но до соседа еще нужно докричаться. Завтра, после пандемии - это ее урок - начнется огромное совместное движение всех нас из крупнейших городов на землю. Если живешь в спальном районе - имей дом или квартиру за городом. Да хоть сараюшку! Если думаешь, где жить, то вдруг понимаешь, что город малый, город средний, там, где человеческая среда обитания, гораздо лучше, чтобы вырастить детей, жить, работая дистанционно или прямо здесь, на месте, если есть рабочие места.
Если вдуматься, какое это было бы честное решение для нас всех! Каждому понятно, что страну, одну восьмую суши, не удержать даже несколькими десятками крупных городских агломераций. Не может одна только точка на карте России - пусть даже имя ее Москва - производить 20% ВВП всей страны. И как важно прекратить человеческое опустынивание, когда, если не считать городов-миллионников, по всей России, от Дальнего Востока до Балтики сокращается население, «высыхает», как прибрежный песок. И по всем демографическим прогнозам, «естественная убыль» населения России - несколько сот тысяч человек каждый год до 2035 года.
Две трети квартир - одно- и двухкомнатные, со средней площадью 36 и 49 кв. метров (Росстат, 2018). После войны в них можно было строить семьи, сейчас нельзя. Тогда трехкомнатная квартира на 9 человек, на 3-4 поколения семьи, казалась благом. Сейчас - нет. Рожать в них не будут. В норах в 15-20 кв. метров, в обилии появившихся на квартирном рынке, ночевать будут, рожать - нет.
Не забываем, что примерно четверть жилья в России построена до 1970 года со всеми сроками износа и ужасами бытия. Ремонтировать нужно ежегодно в 3-4 раза больше, чем строить. Наши поселения, даже крупнейшие города, десятилетия стоят недолеченными. Дороги, ЖКХ, «социалка» требуют глубокого обновления. 15-30% жилищного фонда не благоустроены. 44-45% уличной канализационной и водопроводной сети нуждаются в замене (Росстат, 2018).
***
Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор школы № 109 (Москва). Хочу замолвить слово за учителей. Сегодня наконец-то общество начинает понимать, кто главный. На линию фронта вышли врачи и учителя - они сражаются на переднем крае. Это наши герои. А не поп-звезды или футболисты, при всем уважении.
***
Захар Прилепин. Государство должно опираться на собственные силы, развивать сельское хозяйство и внутренний туризм. Государство должно отказаться от монетаризма в экономике: вкладывать огромные деньги в строительство инфраструктуры и не ждать того, что это немедленно окупится: так при Сталине восстанавливали страну после разрухи Великой Отечественной.
Политическая и финансовая аристократия должна жить дома и перестать шляться по заграницам.
Все эти гендерные новшества, вся эта феминистская свистопляска, все эти однополые браки и прочий бред - это не признак прогресса, а признак безумия и, по совести сказать, сатанизм.
Надо вспомнить, например, про то, что советская медицина, - в том виде, как была задумана, - это величайшее достижение, которое надо было хранить, а не превращать в платную услугу.
Что врачи, а также учителя, военные, инженеры, летчики - вот элита страны, а не звезды «Инстаграма» и владельцы ресторанов.
Опасения мои только в одном. Коронавирус мы победим, конечно. Но мне кажется, что, когда мы его победим, все эти люди - самозваные аристократы с самыми длинными в мире яхтами, шоу-звезды, претендующие на звание «совести нации», ЛГБТ-активисты и прочая буржуазная шелупонь - вновь займут прежние места и скажут: ну что, наше время вернулось, добрый день, продолжаем оптимизировать все нерентабельное, воспитывать шариковых и двигаться по пути прогресса мощными колоннами хипстеров.
***
Более того. Пандемия и карантин не остановили боевых намерений неких сил. При спецоперации против подпольных оружейников, которую провели сотрудники ФСБ и МВД по всей стране - в 22 регионах от Крыма до Хабаровска, - из незаконного оборота изъято 95 боевых стволов. В том числе автоматы «Калашникова», пистолеты-пулеметы, винтовки и пистолеты. А также 17 кг пороха и тротила, 550 взрывателей, свыше 5000 патронов, 167 артиллерийских боеприпасов.
Молодые сограждане убеждают, что так называемая «доктрина Даллеса» - всего лишь пропагандистская выдумка, не было никакой доктрины, документальных доказательств ее существования не найдено.
А я в силу возраста и опыта прожитых лет склонна к конспирологии. В разных пугающих событиях видится мне чья-то направляющая рука. Массовый поджог автомобилей-иномарок в Канавинском районе Нижнего Новгорода. Поджог травы в нашем Бабушкине - и под Чернобылем…
Бунт в тюрьме под Иркутском. Побег пациентов из психоневрологического интерната в Хакасии.
Допускаю, что между этими и подобными им событиями нет никакой связи. В то же время могу предположить, что всё это звенья одной цепи: в интернете слишком много зазывалок то в группы смерти, то в группы борцов «за справедливость». Как понимают справедливость зазывальщики - большой вопрос.
В Эстонии задержан основатель и руководитель международной неонацистской группировки. Его нельзя арестовать, поскольку это… школьник 13 лет. В последние месяцы члены группировки были арестованы в нескольких странах. Охват был масштабен: США, Великобритания, Канада, Германия, Литва, Польша, Хорватия, Нидерланды, Латвия, Эстония и некоторые другие страны. Согласно данным переписки членов группировки, они считали своими врагами практически всех, предлагая расстрелять полицейских, политиков, евреев, либертарианцев, консерваторов, коммунистов, либералов, негров, гомосексуалистов, транссексуалов.
После таких сообщений поверишь в существование любых доктрин.
***
Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ. Надо отдать должное коронавирусу - он поставил на карантин потребление. Стремление к сверхпотреблению, особенно элитарных слоев общества, никуда не делось, но замедлился его темп. Потребление современного человека состоит из двух категорий: витального - того, что обеспечивает жизнедеятельность, и статусного, того, что воспроизводят элиты. Те же путешествия восстанавливают здоровье и силы, но одно дело активный туризм, другое - отдых на яхте. Когда человек сидит дома, идет переоценка: чтобы дойти до ближайшего магазина, он наденет затертые кроссовки, а не туфли за 500 евро. И машина у него, какая разница - «Мерседес» или «Лада» - стоит за углом без дела. Впрочем, престижное потребление восстановится, но есть резоны и отвыкание. Люди учатся работать дистанционно не с Гоа или Таиланда, а из дома. Это новая норма, которая снижает статус не только образа жизни рантье, но и сверхпотребления. Так вынужденно учимся меньше потреблять, в том числе и информации. Понимаем: придется урезать объем своего имущества, меньше тратить, больше обходиться тем, что есть.
Но много опасений: пандемия отступит - и всё повторится. Тот же Валерий Федоров беспокоится: «У элиты, разбалованной деньгами, есть убеждение, что она избрана Богом и может не соблюдать правила, которые установлены для “плебса”. Это ее негласное убеждение. Много случаев заболевания представителей этой прослойки, думаю, привели ее в чувство, но скоро все вернется на круги своя: элита всегда будет вести себя иначе, это ее атрибут, выражающийся в демонстративном потреблении. В странах, где элита состоит из “старых денег”, она более цивилизованна. У нас страна “новых денег”, нуворишей. Нашим деньгам еще надо “постареть”».
Подборку подготовила
Анфиса ГЛУШИХИНА
|