Если бы премьером была я, то запретила бы властным структурам саморекламу за бюджетный счет.
Что мы имеем на сегодня? Журналистика как таковая, можно сказать, приказала долго жить. Об этом уже кто только не писал, но дело с каждым днем становится всё хуже. Особенно страдает журналистика провинциальная. Рекламных поступлений практически нет. А если они есть, то издание впадает в зависимость от рекламодателей - даже дыхнуть в их сторону нельзя, иначе останешься без последнего средства к существованию.
Еще один источник дохода - контракты с местными органами власти на освещение их деятельности. Но это, считай, смерть изданию и журналистам как творческим личностям. Одна из главных задач СМИ - контролировать власть в интересах общества. Но какой уж тут контроль! Нельзя же кусать руку, которая тебя кормит…
Газеты будто бы участвуют в конкурсах на освещение деятельности местных органов власти. На самом деле они дают по сути дела подписку на размещение PR-материалов, которые изготовляют пресс-службы местных органов власти и рассылают пресс-службы региональных правительств. Держатели бюджетов желают, чтобы их показывали только в светлых тонах.
По моему разумению (которое я не раз высказывала на страницах «Апреля»), обязанность пресс-службы - «кормить» честной информацией руководителя региона, города, района - если он, конечно, эту информацию хочет слышать.
27 августа 2017 года я писала:
«Когда президент кладет перед губернаторами очередную зеленую папку, те торопятся доложить, что уже приняты меры по жалобам и просьбам, прозвучавшим во время прямой линии. Далее докладывают о достигнутых успехах. И получается, что успехов во вверенном воеводстве море. Взять хоть нашу Нижегородскую губернию. Мост через Волгу построен. Южный обход строится, северный тоже. Стадион к ЧМ-18 возводится. Рождаемость растет, смертность падает. Число преступлений снижается, раскрываемость их растет. Область лидирует в России по развитию малого и среднего бизнеса».
И так везде. Непременно найдутся показатели, по которым тот или иной регион опережает своих собратьев. Провальные показатели умело спрячут - и картина вырисовывается такая благостная! Мне вот интересно: президент догадывается, что его, мягко говоря, вводят в заблуждение? Или ему самому приятнее видеть отрадные картинки, нежели провалы в здравоохранении, образовании?
Приведу цитату от Николая Травкина: «И так со всеми губернаторами! У всех все растет темпами не ниже 15%, у всех доходы бюджетные увеличиваются чуть ли не кратно. А по России в целом - стагнация на уровне условных от 0 до +1,5% и “денег нет, но вы держитесь”».
При Шанцеве его пресс-служба, как и все другие, тоже не торопилась собирать информацию о провалах и недостатках в экономике, образовании, медицине. Клепали и рассылали обильные сообщения о том, где побывал губернатор, какую мысль высказал, какую фразу обронил. Пресс-служба сама же создавала информационные поводы, организуя выезды-объезды, ловя на ходу его слова.
Пресс-службы на местах действовали так же.
Шанцева нет. Но пресс-служба губернатора, настроенная на определенную волну, уйти с этой волны оказалась не в состоянии. «Ловят фразы, которые случайно обронил врио, - писала я через два месяца после назначения к нам Глеба Никитина, - пытаются превратить их в нечто выдающееся, в нетленку».
Прошло три года. Год Никитин был врио, и вот уже два года - избранный народом губернатор. Всё это время я пристально следила за его работой - и постепенно разочаровывалась.
Этот текст опубликован в январе 2019 года:
«Продолжается постоянное рейтингование: первые (вторые) в ПФО, первые там, сям. Пресс-служба губернатора и правительства торопится рассказать: Глеб Никитин встретился с министром таким-то, губернатором таким-то, заключили договоры, соглашения. Мы согласны: молодец, старается привлечь внимание к области, завлечь потенциальных инвесторов и т.д. Но пусть это остается за кадром. Нам важен материальный результат, а не встречи-переговоры.
Шумят при запуске любого проекта, а надо бы подождать хоть какого-то мало-мальски значимого эффекта.
Вот сообщение: Нижегородская область вошла в реформу ТКО стабильно и без потрясений. Об этом заявила и.о. министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Наталья Мочалина в ходе совещания по первым итогам реформы по обращению с ТКО.
Помилуйте, когда войти-то успели? Только-только первые шаги делаются, а вы уже «ура!» кричите. Зачем?
Как зачем? Вот и вице-премьер России Алексей Гордеев отметил Нижегородскую область в числе регионов с эффективной организацией работы с ТКО.
Кажется, все закоперщики реформы плохо представляют, что это такое. Просто собрать отходы великих трудов стоит. Мусоросортировочный комплекс на полигоне МАГ-1, которым так хвастались, работать в полную мощность не скоро начнет».
За последующие почти два года накат самовосхвалений только нарастал. И всё это за бюджетные деньги. Пресс-служба областного правительства рассылает свои гип-гип-ура-сообщения по районам, обязывая публиковать их в местных газетах, которые издаются за счет областного и (отчасти) местных бюджетов.
В чем же состоит мое предложение премьеру? Запретить властным структурам саморекламу за казенный счет. Для городской же, местечковой прессы обеспечить бюджетное финансирование - так же, как для медицины, для образования. Как - я не знаю. Нужно коллективное обсуждение, так сказать, мозговой штурм. Население имеет право на честную, а не заказную информацию. А власти предержащие обязаны реагировать на такую информацию и не лепить гип-гип-ура и для низов, и для верхов.
Анфиса ГЛУШИХИНА
Примечание. Предыдущие материалы рубрики «Если бы премьером был я» опубликованы 8 апреля и 3 мая этого года.
|